Роли менеджеров

Все роли выполняемые менеджером определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

3 вида ролей.

1) Межличностные роли. Менеджер определяет направления роста компании и в то же время он является символическим главой в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера, он отвечает за мотивацию и активизацию  подчиненных на достижение целей организации, координирует усилия, отвечает за набор и подготовку сотрудников, обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Это (роли) церемониалы (порядок действий), действия обязываемые положением, ходатайства, участие в совещаниях, работа с внешними организациями и лицами, фактически все управленческие действия с участием подчиненных.

2) Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную информацию специализированного характера о внутренней и внешней средах организации, которую использует в интересах своего дела, выступает как нервный центр внутренней и внешней информации поступающей в организацию, распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации, передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации – обработка почты, осуществление контактов связанных преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки, периодические издания), рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (беседы, обзоры), участие в заседаниях.

3) Роли связанные с принятием решений. Чтобы определить направление роста организации менеджер изыскивает возможности как внутри организации так и за ее пределами разрабатывая и запуская проекты по усовершенствованию принятия решений. Контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями менеджер отвечает за корректировочные действия, за распределением всевозможных ресурсов организации, представляет организацию на всех значимых переговорах – участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, обсуждение стратегических и текущих вопросов включая проблемы и кризисы, составление графиков, запросы, программирование работы подчиненных, ведение переговоров.

Миссия, цели организации, их классификация.

Миссия предприятия – это общая цель предприятия, выражающая причину его существования. В миссии заключается статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Миссия дает ответ на вопрос о главной цели предприятия. В миссии на первом месте должны стоять интересы, ожидания и цели потребителя, что будет способствовать эффективной работе предприятия. Формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию всей деятельности предприятия.

Для каждой организации  имеет большое значение сформировать и правильно выразить свою миссию. Поскольку миссия выражает социальное предназначение организации, и ее смысл, то в ней должна быть отражена идеология фирмы. При формулировании миссии следует последовательно ответить на следующие вопросы:

  ·    Какова философия организации, те ценности, верования и убеждения, которые будут положены в основу ее деятельности.

  ·    Какова сфера деятельности, какие продукты и услуги и для каких рынков будет предлагаться продукция.

  ·    Каковы основные целевые ориентиры, на решение каких задач  будет направлена деятельность организации, к чему она стремиться в долгосрочной перспективе.

  ·    Каковы возможности и способы осуществления деятельности, в чем сила организации, ее основные компетенции и отличительные возможности.

  ·    Какой имидж и образ хочет иметь организация в глазах различных целевых групп и субъектов рынка.

Основными субъектами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность фирмы, и, следовательно должны быть учтены при определении ее миссии, являются:

    собственники, владельцы фирмы;

    сотрудники фирмы;

    клиенты, покупатели продукта (услуги) фирмы;

    деловые партнеры фирмы;

    общество в целом в лице общественных, политических и правовых институтов, формирующих макроокружение, определяющее границы и возможности деятельности фирмы.

В случае отсутствия миссии на предприятии возникают следующие проблемы:

 -несогласованность различных проектов;

-сложности при планировании;

-формируется отрицательный имидж и снижается лояльность работников;

Достаточно важно сказать, что каждый сотрудник должен знать миссию своей фирмы, и для успешной ее работы полностью быть согласен с ней, и видеть в ней так же и свою, личную миссию, которую он выполняет для общества. Чем ближе он отождествляет миссию фирмы с своей, тем больше он получает удовлетворение от своей работы. Не только материального характера, т е. денежного вознаграждения за свой труд, но и морального удовлетворения. Т.о. его мир не разбит на механическую работу, которая дает ему возможность жить и удовлетворять свои потребности и частную жизнь, а он приобретает единый вид, т.е  возможность творить как на работе, так и дома. Этот фактор сильно развивает человека, делает его жизнь интересной и насыщенной.

Понимая свою значимость для общества, его состояние благотворно влияет на организацию в целом. Чем больше таких людей  в фирме, способных не только выполнять заданную им работу, но и способных мыслить, тем выше потенциал фирмы в дальнейшем успешно достигать своих целей, и выполнять необходимые для этого задачи. Именно поэтому сейчас в крупных организациях достаточно развита практика корпоративных встреч и совместного отдыха сотрудников. Хотя  организованные неправильно они могут служить диаметрально противоположным целям, формируя у сотрудника образ фирмы, как доминирующей системы, вторгающиеся даже в его личную жизнь.  Но, принимающие миссию организации, знающие ее цели и успешно решающие задачи для их осуществления сотрудники именно они способны гарантировать стабильное развитие  любой организации. (Миссия носит социальное предназначение конкретной организации, смысл её существования.)

Цели конкретизируют миссию организации и делают ее более доступной для процессов ее реализации.

Цель – это желательное конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.

Установление целей – это руководство к действию: каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает.

Важность установления целей состоит в том, что цели являются исходной точкой для разработки планов деятельности, системы мотивации персонала, оценки результатов их труда, контроля и оценки деятельности подразделений и организации в целом.

Объект управления на предприятии.

Под объектом вообще понимается любое явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание. Управление есть деятельность по изменению состояния, т.е. в результате должен начаться, замедлиться, ускориться какой-то процесс, может измениться его направление, свойства объекта управления. Таким образом, можно говорить об управлении как о величине, характеризующейся численным значением и направлением. Следовательно, и управлять нужно только тем, что можно изменить. В связи с этим возникает вопрос классификации объектов управления на предприятии. В общем виде это могут быть предметы (например, машины, механизмы, люди), процессы (производство, реализация, документооборот, снабжение) и свойства (качество, издержки и т.п.).

С точки зрения объективно существующих направлений управленческая деятельность дифференцируется на кадровое, инновационное, финансовое, технологическое (производственное) менеджмент, маркетинг. Внутри каждого направления выделяются свои поднаправления.

В кадровом менеджменте объектами управления являются процессы найма, увольнения, обучения, аттестации (которые, в свою очередь, служат для управления квалификацией, а через нее – и производительностью), текучести рабочей силы.

Производственный менеджмент направлен на обеспечение ритмичного, бесперебойного выпуска качественной продукции (выполнения работ, оказания услуг). Объектами управления в финансовом менеджменте являются суммы, предполагаемые к инвестированию, собственные средства, заемные средства.

Инновационный менеджмент предполагает управление созданием новой техники, снятием с производства устаревших изделий и внедрением новинок, заменой технологий и оборудования. Маркетинг призван управлять продвижением продукции предприятия на рынки сбыта.

Особый аспект управления – это управление свойствами, в первую очередь таким комплексным свойством предприятия, каким является его потенциал.