Виды конкуренции

Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений.

Функции конкуренции в рыночном механизме:

-     Регулирующая функция;

-     Функция мотивации;

-     Функция контроля.

Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.

В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:

-     Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);

-     Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);

-     Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.

Типы конкуренции:

1.  Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;

2.  Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).

Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:

-     В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;

-     В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).

Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.

3.  Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):

-     Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

-     Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

-     Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;

-     Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);

-     На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:

-     Абсолютная (чистая) монополия;

-     Олигополия;

-     Монополистическая конкуренция.

Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.

-    Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;

-    Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;

-    Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;

-    Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.

Макроэкономические показатели: общая характеристика, виды, методы их расчета.

Макроэкономика – это раздел в экономической теории где рассматриваются закономерности взаимодействия совокупных величин (общего уровня цен и безработицы, общее потребление и инвестиции, общий спрос и общее предложение) и их влияния на изменение в объеме производства, т.е. на общее состояние экономики в любой стране.

Курс макроэкономики преследует цель выбора оптимального варианта, оптимального баланса в развитии экономики, при этом преследуются и важнейшие экономические цели:

-     Стабильный рост национального объема производства. Он предполагает, что ежегодный выпуск продукции должен увеличиваться на определенный процент за год, без резких замедлений.

-     Обеспечение стабильно уровня цен. При этом цены должны устанавливаться свободно, на основе конкуренции и желательно, что бы они не росли очень быстрыми темпами.

-     Обеспечение максимального уровня занятости населения. Т.е. предполагается, что каждый трудоспособный человек желающий работать – должен получить работу.

-     Поддержание равновесного внешне-торгового баланса. Здесь предполагается достичь относительного равновесия между экспортом и импортом. А оно может обеспечиваться только если есть свободная продажа товаров в данной стране, и товаров данной страны.

Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях
Методика определения КФУ маркетинговых исследований
Метод разговора при холодных звонках
Методика проведения маркетинговых исследований основы
Метод расчета экспортной цены
Формированиее маркетинговой стратегии
Рекомендации по разработке бизнес-плана
Основы маркетинговых исследований
Методология кросс-культурного анализа
Микросреда предприятия