Происхождение и сущность маркетинга

В современных условиях в подавляющем большинстве случаев все, что производится, предназначается не для удовлетворения соответствующих потребностей участников производственного процесса, а для обмена, для продажи, для удовлетворения в конечном счете потребностей других субъектов экономики. И в результате становится важным:

- производить «правильные» товары;

- уметь продавать «правильные» товары.

Товарное производство в условиях рыночной экономики само по себе ставит производителей перед необходимостью рыночно-правильной организации своей деятельности, «заставляет» их «правильно» мыслить и выполнять ряд важных функций в системе своего бизнеса.

Маркетинг (maket – рынок,  продажи, коммерческая деятельность; maket getting – завоевание рынка) – это деятельность, связанная с изучением потребителей и других рыночных факторов, а также разработкой и реализацией соответствующих мероприятий, способствующих достижению рыночных целей предприятия.

В целом, о маркетинге можно говорить в разных аспектах. Маркетинг может рассматриваться:

- как управленческая функция (в числе других подобных функций можно назвать, например, управление финансами, управление персоналом);

- как современная философия бизнеса, современный стиль предпринимательского мышления и деятельности;

- как вид предпринимательской деятельности. Маркетинговые услуги становятся самостоятельной сферой бизнеса;

- как определенная область знаний, представители которой занимаются выявлением принципов поведения потребителей.

Ключевым элементом в системе маркетинговой деятельности является потребитель. У потребителя формируются определенные потребности – внутренние побуждения в получении определенных жизненных благ. Потребности побуждают искать способы их удовлетворения. Так возникает интерес к тому, с помощью чего можно удовлетворить потребности.

Интерес – это оценка носителем потребности потенциальных функциональных возможностей какого-то предмета (услуги) служить источником удовлетворения данной потребности.

После решения потребителем вопроса, что подходит с функциональной точки зрения, а что не подходит, он должен сделать оценку доступности товара. Доступность товара трансформируется в спрос на него.

Спрос это количества товара, которые может приобрести потребитель по определенным ценам за его единицу в определенном месте и в определенный период времени.

Маркетинг предполагает воздействие на потребителя практически на всех стадиях. Маркетинговые инструменты могут:

- оказать воздействие на процесс формирования потребностей;

- вызвать интерес носителя потребности к определенным товарам;

- способствовать появлению (развитию) спроса на товар;

- способствовать ускорению процесса перехода к этапу непосредственного приобретения товара;

- способствовать повышению состояния удовлетворенности от приобретенного товара и тем самым стимулирование его повторного приобретения.

Комплекс маркетинга, основные функции маркетинга

Комплекс маркетинга – совокупность маркетинговых инструментов и методов, которые используются предприятием для достижения его рыночных целей.

Эту совокупность очень часто обозначают как 4Р («четыре пи») – по первым буквам следующих английских слов: product – продукт, price – цена, place – место,  promotion – продвижение.

Менеджеры используют продукт, цену, место и систему реализации (распределения) продукта, коммуникации и стимулирование приобретения продукта как инструменты воздействия на целевых потребителей, достижения рыночных целей предприятия.

Целевые потребители, или целевой рынок – это совокупность тех потребителей, которые представляют интерес для данного предприятия, с учетом его рыночной ориентации, которые определены предприятием как потенциальные покупатели его продукции.

К основным составляющим (функциям) маркетинговой деятельности можно отнести:

1. Проведение маркетинговых исследований.

Любому действию, как правило, предшествует проведение определенного изучения, анализа тех явлений, процессов, субъектов и т.д., от которых в той или иной степени зависит результат действия, его условия, характер.

Основными объектами маркетинговых исследований выступают:

- рынок (его емкость, динамика; состояние конкуренции на рынке; другие параметры рынка);

- потребители, действующие на определенном рынке (их основные характеристики, возможность их разделения на определенные группы, основные тенденции в изменениях их потребительских предпочтений и другое);

- конкуренты (особенности их товаров; доли рынка, которые приходятся на основных конкурентов; особенности проведения конкурентной борьбы; тенденции в конкуренции и другое).

2. Разработка маркетинговой стратегии

К основным вопросам маркетинговой стратегии предприятия можно отнести:

- выбор рынка, на который собирается выходить предприятие, или расширять свое присутствие на уже освоенной рынке;

- проведение сегментирования рынка, т.е. разделение потребителей по некоторым признакам на группы и выбор целевого рынка;

- позиционирование продукции предприятия на рынке, т.е. формирование с помощью специальных инструментов и методов воздействия на потребителей определенных представлений у них об особенностях рыночного предложения данного предприятия.

3. Разработка товарной политики.

Маркетинговая товарная политика это решения предприятия, связанные с:

- разработкой нового товара;

- модификацией существующего товара;

- прекращением производства товара;

- управлением торговой маркой.

4. Разработка ценовой политики.

Основные решения в области ценовой политики связаны со следующим:

определение ценовой стратегии

- определение конкретного уровня цены.

5. Формирование и управление системой распределения  товаров.

Основные вопросы маркетингового управления процессами реализации товара сводятся к следующему:

- определение системы дистрибьюции товаров в целом;

- выбор типа торговых посредников – тех торговых структур, которые будут обеспечивать доведение товара до конечного потребителя;

- формирование условий работы с торговыми посредниками (условия поставки, цены, стимулы и другое).

6. Разработка коммуникационной политики.

Коммуникации в маркетинговом значении – это система информационного взаимодействия предприятия с субъектами, способными влиять на рыночное прохождение товара, его успех или неуспех на рынке.

Предприятия строят свою коммуникационную систему с потребителями как заинтересованное лицо. Ее функция, критерий оценки коммерческой эффективности – способствовать продажам товара. Требуются специальные знания и умения для эффективного использования таких коммуникационных элементов как:

- реклама;

- связи с общественностью;

- стимулирование продаж;

- интернет;

- прямой маркетинг и других.

Презентация: Особенности распределения в международном маркетинге