Программирование и организация маркетингового исследования

Сущность эмпирического маркетингового исследования

Общепринято, говоря о сущности маркетингового исследования, безоговорочно относить его к научному исследованию. Действительно, в основном оно таковым и является, поскольку направлено на решение четко поставленных проблемных задач; призвано предоставить практике надежную и обоснованную информацию; при его проведении используются научные методы сбора и обработки информации и т. д. И все же есть одно обстоятельство, которое требует в этом плане пояснения.

Чем, например, отличается маркетинговое исследование от социологического, стоящего на четких научных принципах? Укажем на следующие важные в этом плане обстоятельства. Маркетинговое исследование — это не только процесс сбора и анализа информации, но и специфический, дополнительный способ коммуникации, канал общения с рынком соответствующих товаров, потенциальными партнерами, потребителями. Нередко по поручению заказчика уже в процессе проведения маркетингового исследования может формироваться дистрибьюторская сеть (иногда даже с использованием бригад интервьюеров, проводящих исследование).

Необходимо выделить две основные разновидности МИ, обусловленные его общей направленностью, самими целями исследовательской деятельности.

Теоретико-прикладные исследования («чисто» теоретических маркетинговых исследований, вероятно, не может быть, поскольку основные экономические закономерности, действующие в маркетинге, изучают в курсах микроэкономики и ряде других подобных дисциплин), цель которых выявление и поиск механизмов решения маркетинговых проблем через разработку новых подходов к их изучению и интерпретации. Например, речь может идти о разработке новых подходов классификации потребителей, качественно новых, особенностей изучения рынков, выработке новых концепций продвижения товара и рекламы и т. п.

Эмпирические маркетинговые исследования — это научные исследования, направленные на получение фактофиксирующего знания, т. е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, процессов.

Типы и виды маркетинговых исследований

Традиционно, с учетом принципиального плана проведения маркетингового исследования, т. е. решаемых в нем задач, выделяют следующие типы исследований:

разведывательные;

описательные;

экспериментальные;

инновационные.

Разведывательное исследование проводится в том случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и исследователь пока не в состоянии выдвинуть какиё-либо гипотезы. Например, необходимо исследовать возможность становления рынка каких-то особо новых (принципиально новых или новых для данной страны) товаров.

Описательное исследование предполагает уже систематическое качественно-количественное описание объекта. Так, определенный вид товара или услуг имеет значительное распространение на рынке определенного города. Предприниматель хочет выяснить, каким будет объем действительного рынка данного товара в другом городе, где он собирается реализовать свои планы экспансии.

Экспериментальное исследование (важнейшим условием его проведения является наличие достаточно серьезного знания и значительной информации по изучаемой проблеме) направлено на анализ причинно-следственных зависимостей в развитии тех или иных экономических процессов. Так, предприниматель ставит задачу выяснить, насколько эффективным будет рекламное воздействие на рынок в определенной ситуации. Для этого проводится эксперимент, позволяющий выявить, насколько воздействие контролируемой переменной (дополнительного рекламного воздействия) увеличивает число продаж.

Распространенным типом маркетинговых исследований, безусловно, следует считать работы, осуществляемые по инновационному плану. Такое исследование по своему характеру близко к экспериментальному. Однако оно имеет целью не просто выявление причинных связей в объекте, а разработку на основе знания подобных связей некоторых новых способов деятельности, маркетинга. Иными словами, параллельно с проведением самого исследования (обнаружение проблем, диагностика ситуации) идет поиск путей решения выявленных проблем, т. е. поиск форм и методов наиболее эффективной организации маркетинга.

Маркетинговые исследования могут проводиться в форме:

• опросов общественного мнения потребителей;

• собственно маркетинговых исследований проблемы.

Что касается опросов общественного мнения, т. е. проводимых на основе репрезентативной выборки с помощью методик интервью или анкетного опроса изучений мнений потребителей различных товаров и услуг, то они в маркетинге имеют существенное значение. Ведь в процессе проведения маркетингового исследования предпринимателя чаще всего интересуют не глубинные убеждения и настроения потенциальных покупателей, а оценки потребителями качества и других характеристик товаров и услуг, которые главным образом влияют на принятие решений о покупке товара или пользовании услугой. Подобные оценки как раз содержатся в общественном мнении.

Спецификой опроса общественного мнения как типа маркетингового исследования является то, что при его проведении не разрабатывают детальную программу исследования (хотя здесь необходимо уточнение основных понятий и обоснование репрезентативности выборки), а ограничиваются кратким бизнес-планом. Подобные маркетинговые исследования проводятся чаще всего, нередко именно их результатами ограничивается фирма, компания, принимая решения о работе на том или ином рынке.

Собственно маркетинговые исследования — это глубокие, комплексные работы по изучению тех или иных рынков, их сегментации, анализу типов потребителей или эффективности рекламного воздействия на них. При проведении таких исследований разрабатывается детальная программа, выдвигаются гипотезы, используется достаточно серьезный арсенал методов (опросы, анализ документов, наблюдение, эксперименты, тестирование и т. п.). Выводы такого исследования, рекомендации по его итогам качественно отличаются от тех, которые присущи опросам общественного мнения.

Организация маркетингового исследования, его этапы.

Эмпирическое маркетинговое исследование как способ, процесс получения данных, фактов о развитии рыночных процессов имеет свою логику, в соответствии с которой определяются этапы его проведения. Чаще всего выделяют такие этапы (классификация ГЛ. Черчилля):

– определение проблемы;

– выбор проекта исследования;

– определение метода сбора данных;

– разработка форм, заполняемых в ходе наблюдений;

– проектирование выборки и сбор данных;

– анализ и интерпретация данных;

– подготовка отчета о результатах исследования.

При выделении этапов проведения маркетингового исследования более целесообразен подход, который применяется при осуществлении социологических эмпирических исследований. В соответствии с ним выделяют три этапа проведения маркетингового исследования:

подготовительный, в рамках которого осуществляется проектирование исследования, разрабатывается его программа (формулируются цели и задачи, уточняются исследовательские проблемы, выдвигаются рабочие гипотезы, избираются методы сбора эмпирического материала и т. п.);

– полевой, где происходит сбор первичной информации с использованием вышеназванных методов;

– этап систематизации, обобщения и интерпретации собранных данных, на котором осуществляется перевод эмпирических данных в научные факты, т. е. анализируются тенденции, устанавливаются закономерности развития экономических отношений и процессов и т. п.

Проектирование маркетингового исследования

До начала проведения любого маркетингового исследования обязательно составляется проект исследования (эскиз проекта исследования), который знаменует начало первого подготовительного этапа работы. Проект представляет собой перечень пунктов, проблем, которые необходимо прояснить до начала работы и который дает возможность уточнить предмет исследования, выявить реальную стоимость затрат и ресурсов, согласовать с заказчиком некоторые вопросы с тем, чтобы не возникло проблем и противоречий (между заказчиком и исполнителем) после завершения исследования при сдаче его результатов. Эскиз проекта исследования включают следующие основные пункты:

1. Информационные потребности.

2. Программа исследования.

3. Генеральная совокупность и выборка.

4. Инструментарий.

5. Система сбора информации.

6. Методы обработки данных.

7. Отчет (оформление результатов исследования).

8. Потребности и ресурсы.

9. График проведения исследования и смета.

10. Общая стоимость исследования.

Уточнение информационных потребностей.

Это один из ключевых этапов организации эмпирического маркетингового исследования, в процессе которого уточняется задание, заказ на его проведение, т. е., какая именно информация интересует заказчика. Окончательное уточнение информационных потребностей происходит уже в процессе разработки программы исследования.

Программа исследования — это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез, а также логической последовательности операций по их проверке.

Определение генеральной совокупности и выборки.

Уточняется, что представляет собой генеральная совокупность. Затем уточняются тип и виды выборки.

Инструментарий. В зависимости от избранных для проведения маркетингового исследования методов сбора первичной информации в качестве инструментария выступают опросные листы, методики и карточки для контент-анализа текстов, бланки наблюдения и др.

Сбор информации.

На этапе программирования исследования, работы над эскизом проекта в целом уточняется подход к сбору первичной информации: чьими силами он будет выполняться; откуда будут привлекаться дополнительные интервьюеры; как будет осуществляться контроль за работой интервьюеров; определяются примерные затраты на различные операции по сбору информации.

Обработка и анализ данных.

Даются предложения по методам обработки данных: простые процентные распределения, двойные и тройные связи, вычисление коэффициентов корреляции, применение факторного или какого-либо иного анализа и т. п.

Оформление результатов маркетингового исследования.

Предлагаются оптимальные с точки зрения исполнителя формы отчетности по результатам исследования. Это может быть экспресс-отчет, подробный отчет, пояснительная записка к количественным данным, рекомендации, прогнозы.

Потребности и ресурсы.

В этом разделе эскиза проекта уточняются необходимые материальные (бумага, анкеты, ручки и др.) и технические (компьютеры, диктофоны и т. п.) ресурсы, которые потребуются при проведении работы. Здесь же выясняются вопросы, связанные с организацией транспорта, если необходимы переезды интервьюеров, телефонной связи, гостиниц и т. п.

График проведения исследования и смета.

В соответствии с пожеланиями заказчика (если он предполагает провести исследование в максимально сжатые сроки, то срочность он должен оплатить) и возможностями исполнителя составляется график проведения исследования, в который включаются операции с составлением программы исследования; проведением полевых работ, сбором информации; обработкой информации; предоставлением отчета.

Важнейшим элементом проекта исследования является смета, в которой приведены расходы на его проведение. Обычно смета включает следующие разделы:

– общее руководство проектом;

– разработка программной и методической документации;

– формирование выборки;

– проведение пилотных исследований;

– тиражирование документов;

– проведение полевых работ (инструктаж интервьюеров, проведение опроса, контроль за работой интервьюеров и др.);

– обработка и анализ информации;

– подготовка отчета по результатам маркетингового исследования;

– накладные расходы (транспортные, проживание в гостинице, телефонные переговоры и т. п.).

Программа маркетингового исследования

Наличие, объем, глубина проработки программы маркетингового исследования до сего времени остаются вопросами во многом дискуссионными. Заказчики маркетинговых исследований, как правило, слабо представляют ее назначение, необходимость. Исполнители, представители исследовательских организаций стараются «не перегружать» предпринимателей и менеджеров «излишней», нередко сложной информацией и также мало внимания уделяют подготовке программ исследований. Между тем полное отсутствие программы маркетингового исследования или ее представление заказчику в полном виде — разные вещи. Действительно, заказчику можно дать какой-то краткий документ. Однако наличие у исполнителя программы маркетингового исследования в полном объеме совершенно необходимо.

Программа маркетингового исследования представляет собой изложение его основных целей, общей концепции, исходных гипотез, логической последовательности операций по их проверке. Выделяют две части программы исследования: методологическую и процедурную. В первой части и осуществляется работа по обоснованию целей, задач исследования, формулировке его проблем, уточнению объекта и предмета исследования, теоретической и эмпирической интерпретации понятий. В процедурной части программы исследования дается характеристика выборки, в соответствии с которой собирается первичная информация, определяются наиболее эффективные методы сбора информации, описываются этапы проведения исследования, его специфика