Виды и объекты маркетинга

Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги: несколько последних десятилетий к ним относят также идеи. В числе других объектов - организации (как уже существующие и предлагаемые к продаже, так и проектируемые), территории (включая зоны хозяйственной застройки, земли для строительства жилья или для отдыха и др.), а также отдельные люди (артисты, политики и другие персоналии). В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом.

Под потребностью понимается специфическое состояние нужды человека, группы людей, социальных слоёв или общества в целом в каких-либо материальных или духовных ценностях.

Удовлетворение потребностей является конечной целью всей экономической деятельности. По тому, в какой степени удовлетворяются потребности общества, отдельных групп потребителей и каждого человека, можно судить об уровне развития экономики, о её соответствии природе и запросам людей, её структуре и приоритетных направлениях развития.

Исследование потребностей и спроса (представляющего собой платежеспособную потребность) важно для обеих сторон рыночного взаимодействия. Потребителю оно помогает понять свое собственное поведение и, следовательно, выбрать самый удачный из возможных вариантов действий. В мире уже признана необходимость массового потребительского образования. Имеется в виду, что должны тщательно изучаться факторы, влияющие на потребительский выбор, способы получения сведений о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье, воздействие потребления на окружающую среду, планирование рационального потребительного бюджета.

Законы и тенденции развития потребления и спроса необходимо знать и производителям.

В условиях рыночной экономики выживает только тот производитель, который способен своевременно улавливать изменения в финансовых возможностях и запросах потребителей, предлагать товары, выгодно отличающиеся от продукции конкурентов, обеспечивать их сопутствующее обслуживание, удобные для клиентов формы сбыта.

Различные виды потребностей могут быть систематизированы и классифицированы различным образом, в зависимости от маркетинговой стратегии. Наибольшее распространение получил следующий способ классификации потребностей.

Прежде всего, и это объективно, существуют так называемые первичные, или базовые потребности. К ним относятся биологические и физиологические потребности. Это потребности, связанные со строением и функционированием человеческого организма, сообществ и популяций человека. Они характеризуют человека как родовое существо, биологический вид.

Различают также потребности социальные, характеризующие человека как общественное существо, то есть homo sapiens. К этим потребностям относятся экономические, культурные, нравственные, эстетические, психологические и др. Среди этих потребностей можно выделить две обширные группы:

1.  Потребность познания природы.

2.  Потребность преобразования природы.

Первый вид потребностей, к примеру, больше выражен у исследователей, второй - у производственников. Художники соединяют в себе оба этих вида.

Уровень потребностей человека, социальных групп и общества развивается эволюционно и революционно. Эволюция биологических и физиологических потребностей весьма консервативна (например, потребность в белках, жирах, углеводах, необходимых для жизнедеятельности человека изменяется незначительно).

При проектировании товара исходным пунктом является изучение всего комплекса потребностей. Классификационная схема включает в себя классификационный признак и составляющие компоненты признака. Эта схема используется, в частности, для составления матрицы социальных потребностей, связывающей категории потребностей с категориями потребителей.

Социальные потребности являются наиболее существенными при создании товара. К их числу можно отнести потребности:

  • в познании окружающего мира и самого себя;
  • в интеллектуальном росте;
  • в самовыражении, самоутверждении;
  • в духовном развитии;
  • в семейном благополучии.

Классификационная схема потребностей (фрагмент)

Величина и структура потребностей отражаются в стремлении людей приобрести тот или иной товар. Однако для этого нужны соответствующие возможности общества в целом, и, прежде всего производственные возможности. Их характеризует ограниченность используемых ресурсов и существующих способов их переработки в конечные продукты. Возможности отдельного потребителя определяются, прежде всего, его доходами и ценами товаров.

Определим спрос как тот объем товара, за который покупатель готов заплатить при данных ценах. Иначе говоря, спрос - это платежеспособная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами покупателей. Одним из сильнейших мотивов трудовой активности человека является его стремление преодолеть дефицит (ограниченность) бюджета, что позволяет ему более полно удовлетворять спрос, приобретать либо дополнительные товары или услуги, либо товары с более высоким качеством.

Таким образом, потребность и спрос представляют собой различные, но тесно взаимосвязанные между собой понятия. Спрос связан не только с желаниями, стремлениями, но и с возможностями потребителей. Эти возможности характеризуются, прежде всего, доходами потребителей, поэтому спрос определяется как платежеспособная потребность.

На рыночный спрос, то есть спрос со стороны всех покупателей на данном рынке, помимо общеэкономических факторов (уровня доходов, уровня цен, качества продукции, объёма и условий предоставления кредита) оказывают влияние демографические факторы (численность населения, половой и возрастной состав, количество семей), социально-культурные (уровень образования населения, профессиональный состав), психологические, а также различные мероприятия, проводимые по программе маркетинга.

Маркетинговая стратегия
Товарная политика
Ценовая политика
Маркетинговое планирование территории, понимание рынка
Маркетинговое планирование в страховой компании
Аспекты управления персоналом
Маркетинговые инструменты, исследования в сфере услуг
Маркетинговые исследования зарубежных рынков, конкурентов, потребителей, туристского рынка, продукта
Маркетинговые решения в розничной торговле
Маркетинговые стратегии городов

Видео: Реклама турагентства