Планировка торгового зала

В основе планировки торгового зала магазина лежит разделение торговой площади на секции и маршруты движения покупателей по территории магазина. С маркетинговой точки зрения планировка торгового зала должна быть такой, чтобы покупатель мог увидеть товар и у него возникло желание пройти по всему торговому залу, а менеджеры могли создать в магазине приятную атмосферу. Размещение товаров в местах наиболее интенсивного потока покупателей повышает вероятность покупки, в том числе и незапланированной.

Выделяют три основных типа планировки торгового зала:

– решетка,

– трек,

– произвольная.

Решетка характерна для продовольственных магазинов. Ее основу составляют длинные стеллажи с товарами, разделенными проходами. Данная планировка позволяет использовать торговое помещение наиболее оптимальным образом.

Трек представляет собой один центральный проход, от которого идутоды в отдельные магазинчики, секции. Каждая секция имеет свою собственную планировку.

При произвольной планировке все ходы и конструкции располагаются асимметрично (небольшие магазины, бутики в структуре торговых центров).

При планировке торгового зала магазина и расстановке оборудования важно учитывать поведение покупателя внутри магазина. Подчиняясь естественным рефлексам, покупатели будут двигаться справа налево.

Не каждый покупатель обходит весь магазин. Товар, расположенный в дальних углах магазина, может не попасть в поле его зрения.

При планировке торгового зала в магазине стараются расположить отделы таким образом, чтобы каждый из них был полнее охвачен покупательским потоком. Для решения данной задачи можно:

– смоделировать проходы,

– сократить освещение в правой части торгового зала, а в левой усилить,

– в дальней части торгового зала разместить товары-«звезды».

После принятия решения о рациональной планировке торгового зала можно переходить к размещению отделов и секций . Используется следующий подход: чем лучше продается (чем прибыльнее) товарная группа, тем больше торговой площади ей уделяется. В то же время при распределении торговой площади розничной торговой организацией могут быть поставлены различные цели.

При распределении торгового пространства учитывают показатель, характеризующий связь между размером занимаемой товаром торговой площади и уровнем сбыта, т.е. эластичность торгового пространства. Эластичность торгового пространства показывает, как меняется объем продажи в зависимости от размера занимаемого торгового пространства. Показатель эластичности торгового пространства варьируется в зависимости от характеристики товара и размещения самого магазина. Например, при продаже вин размер занимаемой торговой площади имеет определяющее значение, поскольку чем больше торгового пространства занимает данная продукция, тем больше внимания она привлекает у потребителя. Вместе с тем реализация, например, сахара не зависит от размера отведенной на него торговой площади.