Особенности американской школы менеджмента

Одной из самых важных особенностей именно американской школы менеджмента стала теория корпораций. Корпорация сменила малые предприятия, где вся собственность принадлежала владельцам, соответственно они получали всю прибыль и контролировали деятельность рабочих.

Многие ученые считают, что в момент зарождения корпорации произошло отделение собственности от власти. Отмечается новый класс, сила которого заключается не в собственности, а в контроле за процессом. Реальная власть переходит к менеджерам.

Черты американской модели менеджмента:

·  наличие внешних акционеров, т. е. не связанных с корпорацией,

·  разработанной законодательной основой, которая определяет права и обязанности управляющих, директоров и акционеров,

·  механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, между акционерами.

·  стратегическое управление

В общих чертах стратегия – это способ использования средств и ресурсов для достижения поставленных целей.

Стратегический менеджмент направлен на обоснование и последующий выбор целей развития компании, которые способны привести ее к повышению конкурентоспособности.

Таким образом, стратегическое управление состоит из

·  разработки долгосрочной стратегии,

·  осуществления управления в реальном масштабе времени

Выделяют следующие функции стратегического менеджмента:

·  определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

·  формулирование средств достижение этих целей;

·  сегментация целей, то есть их разделение на подцели;

·  создание соответствующих перспективных планов и программ.

При этом достижение американской модели менеджмента является признание того факта, что все виды менеджмента взаимосвязаны. На практике каждый менеджер выполняет функции администратора, руководит персоналом, занимается поиском своей цели и формулирование путей ее достижения.

Следующей особенностью американской системы менеджмента, требующей рассмотрения, является Партисипативное управление, то есть форма соучастия всех работников организации в принятии решений компании. Авторами данной идеи считаются Дж. Коул и А. Горц, которые впервые предложили управлять корпорациями посредством советов, контролируемых рабочими.

Характерные черты современного американского менеджмента

Одним из ключевых факторов успеха американского лидерства была высокая культура управления временем.

Еще одной важной чертой американского управленца является компетентность.

Каждый аспект включает несколько факторов:

1.  Стратегическая компетентность:

- глобальное мышление;

- системное мышление;

- способность видения;

- способность решать проблему;

- безопасность отношений

2.  Социальная компетентность:

- способность работать в международной команде;

- способность мотивировать и убеждать;

- способность к учебе и нововведениям;

- личное обаяние;

- способность к разрешению конфликтов

3.  Функциональная компетентность:

- умение принимать решения;

- инициатива;

- умения, связанные с работой;

- гибкость в работе;

- выносливость в работе

4.  Управленческая компетентность:

- организаторские способности;

- ответственность;

- сила убеждения;

- авторитет руководителя;

- поведение руководителя;

5.  Профессиональная компетентность:

- университетское образование;

- опыт линейной и штабной работы;

- работа в большинстве функциональных областей;

- зарубежный опыт работы;

- минимум два иностранных языка.

Системный подход к компетентности позволяет достигать высокого качества в управлении бизнесом, и не только приспосабливаться к изменениям внешней среды, но и превращать последние в поступательное организационное развитие.

Крайне редко удается компании достичь двух целей одновременно самых низких затрат и высокого качества. Поэтому требуется вводить ограничения:

1. Вариативное позиционирование - определение номенклатуры товаров и услуг

2. Позиционирование на основе потребностей - выделение различных групп потребителей и ориентация на новую перспективную группу;

3. Позиционирование на основе фактора доступности, т.е. применение специальных способов повышения удобства для потребителей.

В тоже время в последние пять лет все больше компаний строят свою деятельность с использованием шести базовых принципов управления качеством:

1.  Деятельность по повышению качества должна выступать составной частью стратегии компании

2.  Сокращение издержек продуктивнее за счет постоянного улучшения процесса, чем просто уменьшение затрат

3.  Для решения производственно-сбытовых проблем необходимо проводить постоянную, целенаправленную работу, а не ждать возникновения кризисной ситуации

4.  Поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех жизненных неудачах

5.  Каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию

6.  Необходимо помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри компании, так и вне ее.