Основы анализа информационных систем маркетинга

Информационные системы и их структура

Информационная система - это человеко-машинная система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи.

Экономическая информационная система - это совокупность внутренних и внешних потоков, прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств и специалистов участвующих в процессе обработки информации и выработки управленческих решений.

Автоматизированная информационная система - это комплекс программных, лингвистических, организационно - технических средств и персонала, предназначенных для сбора первичной обработки, хранения, поиска, вторичной обработки и выдачи данных к заданной форме для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.

Структура информационной системы представляет собой совокупность отдельных частей, называемыми подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Выделяют 2 вида подсистем:

-       функциональные;

-       обеспечивающие.

Рассмотрим первый вид подсистемы - обеспечивающие.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное, правовое, лингвистическое и эргономическое обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

-       ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

-       выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

-       совершенствование системы документооборота;

-       наличие и использование системы классификации и кодирования;

-       владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

-       компьютеры любых моделей;

-       устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

-       устройства передачи данных и линий связи;

-       оргтехника и устройства автоматического съема информации;

-       эксплуатационные материалы.

Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем). 

К средствам математического обеспечения относятся:

-       средства моделирования процессов управления;

-       методы математического программирования;

-       методы математической статистики;

-       методы оптимизации управленческих процессов.

Программное обеспечение (ПО) - это совокупность программ, обеспечивающих устойчивую работу комплекса технических средств.

Программное обеспечение разделяют на:

-       общесистемное;

-       специальное.

Общесистемное программное обеспечение - это программы, рассчитанные на широкий круг пользователей (ОС). Это программы, которые используются во всех информационных системах предприятия, независимо от размера предприятия и его отраслевой принадлежности.

Специальное программное обеспечение - часто называемое прикладным. Это программа, предназначенная для решения функциональных задач экономического объекта.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

-       анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

-       подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

-       разработку управленческих решений по составу и структуре организации.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. 

Лингвистическое обеспечение - это совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение включает в себя:

-       информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;

-       языки управления и манипулирования данными;

-       языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

-       систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т.п.

Эргономическое обеспечение - совокупность методов и средств, предназначенных для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в автоматизированной информационной системе, для ее быстрого освоения.

Эргономическое обеспечение включает:

-       комплекс документации по организации рабочих мест, условий их деятельности;

-       комплекс методов, направленных на формирование системы подготовки работы информационной системы.

Информационные системы маркетинга, их назначение, структура и особенности

Маркетинговая информационная система (МИС) - это человеко-машинная система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и представления маркетинговой информации.

Структура маркетинговой информационной системы делится на:

-       обеспечивающие подсистемы МИС;

-       функциональные подсистемы МИС.

Маркетинговую информационную систему, как и любую информационную систему, можно представить как совокупность 8 обеспечивающих подсистем:

-       информационная обеспечивающая система;

-       техническое обеспечение;

-       программное обеспечение;

-       математическое обеспечение;

-       лингвистическое обеспечение;

-       организационное обеспечение;

-       правовое обеспечение;

-       эргономическое обеспечение.

Теоретически, маркетинговую информационную систему можно представить через совокупность 8 подсистем, отвечающих за одну из функций маркетинга:

-       подсистема продаж;

-       подсистема прогнозирования;

-       подсистема маркетинговых исследований;

-       подсистема разработки товарной политики и планирования производства;

-       подсистема ценообразования;

-       подсистема распределения (логистики);

-       подсистема продвижения продукции;

-       стратегическое и тактическое планирование.

Помимо информационной системы маркетинга на предприятии обычно используются и другие информационные системы автоматизирующие работу других служб предприятия. Среди этих информационных систем информационная система маркетинга занимает не первое, но и не последнее. Что в свою очередь говорит нам о важности данной информационной системы для успешного развития деятельности предприятия.

Информационные системы на предприятии классифицируются по функциональному признаку:

-       производство (I);

-       финансы (II);

-       маркетинг (III);

-       кадры (IV).

На рисунке 1 представлена классификация информационных систем по функциональному признаку.

Рисунок 1 – Классификация информационных систем по функциональному признаку

Рассмотрим каждый уровень подробно.

Информационная система оперативного (операционного) уровня - это информационная система, предназначенная для работы специалиста. Их задача отслеживать текущее состояние компании.

Информационная система этого уровня должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Информационная система оперативного уровня, это связующее звено между компанией и внешней средой.

Пример информационных систем оперативного уровня: бухгалтерские, банковские системы обработки счетов.

Информационные системы специалистов - это информационные системы, предназначенные для повышения продуктивности и производительности работы специалистов. Задачи этих систем: организация и помощь в обработке бумажных документов. Эти системы делятся на:

-       информационные системы офисной автоматизации (текстовые редакторы, архиваторы, электронная почта, скайп);

-       информационные системы обработки знаний. Задача этих систем  заключается в создании новой информации и нового знания. Обычно это экспертные информационные системы.

Информационные системы, предназначенные для менеджера среднего звена - их основная задача: мониторинг и контроль для своевременного принятия решений.

Функции:

-       сравнение текущих показателей с прошлыми показателями;

-       составление периодических отчетов (если на оперативном уровне отчет формируется по текущему состоянию, то на этом уровне отчет формируется за определенный промежуток времени);

-       обеспечение доступа в архивной информации.

Информационные системы функционального уровня делится на два типа:

-       информационные системы управленческого уровня. Они имеют небольшие аналитические возможности и предназначены для формирования строго структурированных отчетов;

-       системы поддержки принятий решений DSS (Decision Support System), как правило, предназначены для решения частично структурированных задач, результат которых трудно спрогнозировать. В таких системах с помощью довольно сложных запросов проводится отбор и анализ данных в различных разрезах: временном, географическом и т.д.

Информационные системы стратегического уровня - это информационные системы обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации стратеги предприятия.

Разработка стратегии - это прерогативы менеджера высшего звена, как правило, информационные системы предназначены для определения действий предприятий в долгосрочной перспективе. Их основная задача это обеспечение поддержки принятия решений позволяющих поддерживать и управлять имуществом компании.

Информационные системы на предприятии могут быть проклассифицированы еще по одному признаку: по масштабу их делят:

-       одиночные информационные системы - это информационные системы, реализованные на одном автономном компьютере;

-       групповые информационные системы - это информационные системы ориентированные на совместное использование информации совместной группе (на основе локальной вычислительной сети);

-       корпоративные информационные системы (КИС) - это информационные системы, объединяющие в систему рабочие группы территориально отдаленные друг от друга.

Отличительной чертой маркетинговой информационной системы является постоянное и непрерывное получение и обработка информации, что позволяет выявлять проблему на ранних стадиях и определить наилучший способ ее решения. Основными преимуществами использования систем маркетинговой информации является высокая скорость анализа данных, предупреждение возможных кризисов в деятельности компании, организованный сбор информации и ее широкий охват, координация планов маркетинга и предоставление информации в количественном виде. 

В первой главе были рассмотрены определения информационной системы, экономической информационной системы, автоматизированной информационной системы. Рассмотрена структура информационной системы, подробно описаны два вида подсистем: функциональные и обеспечивающие.

Так же были рассмотрены определение информационной системы маркетинга, структура информационной системы маркетинга и отличительные черты информационной системы маркетинга.