Банковский маркетинг

Понятие банковского маркетинга, его специфика

Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.

Применение маркетинга фирмой (организацией, банком) характеризуется наличием в ее деятельности следующих трех черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:

1.  ориентация фирмы на потребности клиентов (маркетинговая философия);

2.  применение множества инструментов рыночной политики (маркетинг-микс);

3.  целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).

Если рассматривать маркетинг применительно к банковской сфере, то наиболее отработанным направлением является инструментарий рыночной политики. Это: разработка товара (определение размера кредита, срока, срока кредитования, условий выдачи и погашения и т.д.), установление цены (%-й ставки, комиссионного вознаграждения), определение системы сбыта (например, через собственную филиальную сеть), определение системы реализации (в основном через персональную продажу).

Существует специфика банковского маркетинга, связанная с особенностями банковского продукта.

–       во-первых, банковский продукт – это банковские услуги, которые, как и другие услуги, имеют абстрактный характер;

–       во-вторых, оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги предприятий, ком. банков, центрального банка; в форме наличности, бух. записей, платежно-расчетных документов);

–       в-третьих, абстрактные банковские услуги приобретают зримые черты посредством догово рных отношений;

–       в-четвертых, купля-продажа большинства банковских услуг обладает протяженностью во времени.

Особенности банковского продукта отражаются на рыночной политике банка. Абстрактность и догово рный характер услуг вызывают необходимость разъяснения клиенту его содержания. Тесная связь с деньгами и протяженность акта купли-продажи во времени ставят деятельность банка в зависимость от доверия клиентов. Все эти и другие особенности в значительной мере определяют инструментарий банковского маркетинга.

  Элементы системы банковского маркетинга

Наиболее крупными элементами (подсистемами) системы банковского маркетинга являются:

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ

Исследование банковского рынка

–     анализ рынка

–     наблюдение за рынком

–     прогнозирование рынка

Разработка и реализация рыночной стратегии

–     товарная политика

–     ценовая политика

–     сбытовая политика

–     коммуникационная политика

1.  Исследование банковского рынка. Основными источниками информации для него являются: статистические данные, данные клиентов, средств массовой информации, деловых отчетов, рекламы. Инструменты маркетингового исследования:

–       анализ рынка – выяснение рыночной ситуации и возможностей сбыта на текущий момент;

–       наблюдение за рынком – представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации с целью выявления рыночных изменений, тенденций и т.д.

–       прогнозирование рынка – т.е. предсказание предположительного изменения рыночной ситуации в будущем.

2.  Разработка и реализация на этой основе рыночной стратегии. Основными инструментами реализации рыночной стратегии коммерческого банка являются:

–       товарная политика – определение характера, объема и ассортимента предлагаемых услуг;

–       ценовая политика – предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации;

–       сбытовая политика – направлена на доведение товара до потенциального покупателя;

–       коммуникационная политика – направлена на потенциальных потребителей с целью побудить их приобретать банковские услуги.

 Приемы банковского маркетинга

  Основными приемами банковского маркетинга являются:

1.  Общение с клиентом. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.

Активный маркетинг включает:

–       активную рекламу с использованием почты, телевидения и т.д.;

–       проведение конференций с целью оценки клиентами качества и структуры банковских услуг;

–       опрос населения;

–       создание дискуссионных групп для обсуждения определенных проблем;

–       персональное общение с потенциальными клиентами, изучение их потребностей.

Пассивный маркетинг – публикации в прессе о положении банка, его услугах и т.д.

2.  Обеспечение рентабельной деятельности и дивидендов акционерам.

3.  Обеспечение преимуществ клиенту при пользовании услугами данного банка.

4.  Материальная заинтересованность работников банка в продаже услуг. Это обеспечивается через систему оплаты труда (н., доплата за качественные показатели (кол-во клиентов, объем вкладов, величина дохода банка и др.)).

Маркетинг сферы услуг
Маркетинг города, мест
Система TQM
Маркетинг идей, страхования
Маркетинг имиджа
Маркетинг информационных услуг
Маркетинг микс
Маркетинг инфраструктуры
Маркетинг как система деятельности предприятия

Видео: Реклама грузинского банка