Банковская конкуренция

Субъекты банковской конкуренции

Конкуренция – соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего визави.

Сферы конкуренции:

·  природа;

·  естественный отбор животных и растений, борьба за выживание;

·  спорт;

·  состязания отдельных спортсменов и команд;

·  политика;

·  борьба за голоса избирателей, за политическую власть;

·  повседневная жизнь;

·  межличностное соперничество при поступлении в учебное заведение, при продвижении по службе, при участии в различных викторинах и конкурсах;

·  духовная сфера;

·  соперничество различных религий, музыкальных стилей и т.д.;

·  экономика;

·  экономическая (рыночная) конкуренция.

Рыночная конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).

Признаки конкуренции:

·  существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);

·  наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;

·  чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.

Специфика банковской конкуренции определяется:

·  во-первых, спецификой участвующих в банковской конкуренции субъектов;

·  во-вторых, средой, в которой осуществляется банковская конкуренция.

Субъекты банковской конкуренции:

·  коммерческие банки;

·  небанковские кредитно-финансовые институты;

·  нефинансовые организации.

Коммерческие банки – денежно-кредитные предприятия, находящиеся на нижнем уровне двухуровневой банковской системы и занимающиеся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.

Виды коммерческих банков:

·  универсальные банки;

·  специализированные банки, в том числе:

сберегательные;

ипотечные;

инвестиционные;

клиринговые;

отраслевые и др.

Небанковские кредитно-финансовые институты – учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским.

Виды небанковских кредитно-финансовых институтов:

·  кредитные кооперативы;

·  ломбарды;

·  лизинговые компании;

·  факторинговые компании;

·  форфейтинговые компании;

·  учетно-вексельные конторы;

·  пенсионные фонды;

·  страховые компании;

·  финансовые и инвестиционные компании;

·  венчурные компании;

·  дилинговые компании;

·  клиринговые палаты;

·  эмитенты пластиковых карт;

·  эмитенты дорожных чеков;

·  трастовые компании;

·  трансфер-агенты, депозитарии, регистраторы и др.

Нефинансовые участники банковской конкуренции – учреждения, чья основная деятельность не связана с финансовой сферой, но, тем не менее, внедряющиеся на банковский рынок.

Виды нефинансовых участников банковской конкуренции:

·  почта;

·  промышленные предприятия;

·  торговые дома;

·  конгломераты.

Банковский рынок как сфера банковской конкуренции

Банковский рынок – совокупность рынков сбыта банковских услуг

Структура банковского рынка по объекту купли-продажи:

·  рынок кредитных услуг;

·  рынок инвестиционных услуг;

·  рынок расчетно-кассовых услуг;

·  рынок трастовых услуг;

·  рынок консультационных услуг;

·  прочие рынки.

Отраслевой подход к банковскому рынку необходим для разработки конкурентных стратегий.

Отрасль – группа предприятий, производящих аналогичные товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой.

В связи с многообразием банковских услуг банковский рынок – не одна отрасль, а конгломерат отраслей.

Отраслевая структура банковского рынка:

·  Рынок кредитных услуг:

Кредитование:

§  коммерческое кредитование;

§  потребительское кредитование;

Косвенное кредитование:

§  лизинг;

§  факторинг;

§  форфейтинг;

§  учет векселей;

§  выдача гарантий;

·  Рынок инвестиционных услуг:

Сберегательное дело:

§  вклады до востребования;

§  сберегательные вклады;

Инвестиционное посредничество:

§  срочные депозиты;

§  посредничество на фондовом рынке;

§  посредничество на рынке драгоценных металлов и художественных ценностей;

§  посредничество на рынке недвижимости;

§  дилинг;

·  Рынок расчетно-кассовых услуг:

Расчетно-кассовое обслуживание;

Выпуск и обслуживание пластиковых карт:

§  кредитные карты;

§  дебетовые карты;

§  дисконтные карты;

Валютное обслуживание;

·  Рынок трастовых услуг:

Доверительное управление:

§  доверительное управление имуществом;

§  управленческое обслуживание;

Агентское обслуживание:

§  эмиссионное посредничество;

§  депозитарное и трансфер-агентское обслуживание;

·  Рынок консультационных услуг:

Консультационное обслуживание:

§  аудиторское обслуживание;

§  правовое консультирование;

§  управленческое консультирование;

§  финансовое консультирование;

§  налоговое планирование;

Информационное обслуживание;

·  Прочие рынки:

Хранение, охрана и транспортировка ценностей;

Страхование;

Рекламное дело;

Нотариальное обслуживание;

Разработка банковских технологий.

Формы банковской конкуренции

Формы банковской конкуренции в зависимости от участвующих субъектов:

·  конкуренция продавцов;

·  конкуренция покупателей.

Конкуренция продавцов – тип взаимоотношений между продавцами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, проявляющийся в их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае – банковских услуг) и получение на этой основе максимальной прибыли.

Конкуренция покупателей – тип взаимоотношений покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся в соревновании между ними за доступ к необходимым им товарам и наиболее выгодные условия покупки.

Формы банковской конкуренции в зависимости от степени концентрации субъектов:

·  индивидуальная конкуренция;

·  групповая конкуренция.

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты.

Групповая конкуренция означает, что друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов.

Виды банковских объединений:

·  некоммерческая ассоциация (союз);

·  временное объединение (синдикат, консорциум);

·  совместное предприятие;

·  финансово-промышленная группа, холдинг.

Формы банковской конкуренции в зависимости от используемых методов:

·  ценовая конкуренция

открытое изменение цен

скрытое изменение цен

·  неценовая конкуренция

улучшение качества

дифференциация товара (продукта)

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой конкуренции:

·  экономическая;

·  правовая;

·  психологическая.

Неценовая конкуренция – основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.

Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

Формы банковской конкуренции в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

·  внутриотраслевая конкуренция

предметная конкуренция

видовая конкуренция

·  межотраслевая конкуренция

перелив капитала

функциональная конкуренция (конкуренция субститутами)

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.

Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающееся каким-то существенно важным параметром. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

Входные барьеры:

·  экономия на масштабах производства;

·  дифференциация продукта;

·  потребность в значительном капитале;

·  издержки конверсии потребителей;

·  недоступность каналов сбыта;

·  ограниченность доступа к источникам ресурсов;

·  недостаток опыта;

·  высокий уровень используемых в отрасли технологий;

·  лицензионные или патентные ограничения.

Выходные барьеры:

·  необходимость списания крупных инвестиций;

·  большие затраты по ликвидации или конверсии производства;

·  нежелание утратить свой сложившийся имидж;

·  честолюбие менеджеров;

·  противодействие правительства;

·  противодействие профсоюзов;

·  протесты поставщиков, клиентов, дилеров и др.

Функциональная конкуренция основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

Формы банковской конкуренции в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции:

·  совершенная конкуренция

·  несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

чистая монополия

Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции

Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции

Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов.

Концепция социально-этичного маркетинга
Личные контакты и продажи на образовательном рынке
Логистическое управление в международном маркетинге
Маркетинг услуг
Маркетинг - общее понятие и сущность
Маркетинг в теории и практике управления предприятием
Маркетинг в системе менеджмента
Маркетинг в международном бизнесе
Маркетинг в сфере образовательных услуг
Маркетинг взаимодействия