Менеджмент

Модели поведения руководителей X , У, Z .

Дуглас Марк Грегор в своей книге «Человеческий фактор предприятий» выделил две группы предложений относительно того, почему люди работают.

Теория Х - автократичное руководство. Большинству людей внутренне присуще неприятие работы, и они будут избегать ее, если смогут.

Из-за существования в людях антипатии к работе большинство из них надо принуждать, контролировать, направлять, угрожать им наказанием, чтобы заставить приложить адекватные усилия для достижения целей организации.

Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, желает избегать ответственности, имеет мало амбиций, нуждается прежде всего в чувстве безопасности и уверенности в будущем.

Менеджеры, разделяющие теорию Y - демократичное руководство, полагают следующее:

Затраты физических и умственных усилий в процессе работы являются такими же естественными, как игра и отдых.

Внешний контроль и угроза наказания не являются исключительными средствами, вызывающими усилия для выполнения целей организации.

Люди будут осуществлять саморуководство и самоконтроль в процессе обслуживания целей, которые им поручили выполнить.

Обязательство по выполнению целей является функцией вознагроаждения, связанного с достижениями.

Средний человек учится при соответствующих условиях не только принимать, но и добиваться принятия на себя ответственности.

Способность пользоваться в относительно высокой степени воображением, изобретательностью, творчеством при решении проблем организации широко распространена среди работников.

В условиях современной индустриализации интеллектуальные возможности среднего человека используются только частично.

В соответствии с точкой зрения Мак Грегора, в современном мире «теория Y» более предпочтительна для стиля руководства, чем «теория Х».

В настоящее время получила распространение еще одна теория, автором которой является У. Оучи  автор книги "Теория Z". У. Оучи утверждает, что "рабочие в большинстве своем трудолюбивы, ответственны, их нужно лишь поддерживать и поощрять". Он установил, что есть определенная связь между качеством продукции, производительностью труда и качеством трудовой жизни, поэтому для хорошей постановки дела управления в любой компании необходима "абсолютно ясная ориентация на людей".

Теорию Z включает следующие положения:

1. Отказ от политики увольнений.

2. Участие и руководства, и работников в принятии решений, касающихся
работы.

3. Программы служебной карьеры, предусматривающие ротацию кадров
по различным функциональным областям компании, а не продвижение только в
одной, специализированной функциональной области.

4. Явная озабоченность и нацеленность на обеспечение благосостояния
всех работников.

Развитие менеджмента как науки.

1. Менеджм – управление социально-эк-ми системами. Управление – процесс целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и управление слова – синонимы. Менеджм – процесс планирования, организации, мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их достижения. Менедж – особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений. 4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Природа управления.

Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление - это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление - это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства.

забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собственно руководство и управление.

Другая цель менеджмента - обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой

-   как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

Из вышесказанного вытекают задачи процесса управления любой организации - повышение прибыльности, снижение издержек и элиминиро вание (исключение) рисков. Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той или иной долей риска.

Рассматривая менеджмент как процесс и принимая во внимание его цели и задачи, следует подчеркнуть необходимость управления всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. в идеале управленческая работа на предприятии должна охватывать следующие области:

материально-техническое снабжение;

технологию (подготовка производства и собственно производство);

кадры;

финансы;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР);

маркетинг.

В связи с этим возникает необходимость функциональных видов менеджмента: технологического (производственного), финансового, кадрового, инновационного и др.

С некоторых пор возникла необходимость выделения еще одного вида менеджмента - логистики, т.е. комплексного управления материальными потоками, которые отслеживаются на этапах снабжения, производства и сбыта.

Цели и задачи менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска.

Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска. 

В задачу менеджмента входит:

 1.  обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

2. стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4. постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкретных целей развития фирмы, выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии развития фирмы. Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько периодов:

древний

индустриальный

систематизации

информационный.

Древний. С 7 тыс. до н.э. – 18 в.н.э. примерно около 7 тыс. лет до н.э. в ряде мест ближнего востока прошел переход от присваивающего хозяйства, охота, сбор плодов и т.д. и принципиально новой форме получения продукта их производству. Производящая экономика. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета возникновения менеджмента.

Индустриальный 1776 – 1890 – связан с Адамом Смитом. А,Смит  - классический, политический экономист, специалист в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя, государства.

Систематизации. 1856 –1960. Формируются новые направления, школы, течения. Меняются сами исследователи, их взгляды. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникли фабрики.

Информационный. 1960 – т.д. разработаны более поздние теории управления, представителями экономической школы.

Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф. Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления.

Основные школы управления.

Школы:

1) школа научного управления (рационалистическая школа)

1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;

5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”

В науке современного М. Выделяются следующие черты:

1) системный подход к управлению;

2) ситуационный принцип управления;

3) определяющая роль организационной культуры;

4) механизация и автоматизация управленческих процессов;

5) демократизация управления;

6) интернационализация М.

Требования к менеджеру.

МЕНЕДЖЕР – это специалист по управлению в условиях современного производства (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие).

Модель современно менеджера.

1. Обладать:

-Способностями

-знаниями

-индивидуальными началами

-здоровьем

-опытом

2. Мыслить

-стратегически (на будущее) -экологически

-взаимосвязанно и логично     -пространственно

3. Быть

-честным

-предприимчивым

-комппетентным  

-преданным своему делу, кол-ву

-коммуникабельным (общение с людьми)

4. Знать

-стратегию и тактикусвоей фирмы,  знать свое положение на рынке, свои цели и задачи, пути их реакции)

-Методы управления (организационно-правовые).

-функции управления (планирование, мотивация, контроль, организация)

-объекты управления (ресурсы свой фирмы, структуры товаров и услуг, производства структуры пок-лей)

-систему контактов и связей (банки,)

-систему в которую входит объект управления (АО,ЗАО,ООО,концерн)

5. Соблюдать

-действующие законы и норм. акты  страны(ГК РФ, ТК РФ, УК РФ)

-кодекс чести менеджера

6. Уметь

-ставить цели и задачи

-определять стратегию предприятия

-анализировать, предвидеть

-умеренно рисковать

-управлять персоналом, финансами и производством

-находить компромисс решения

-выстоять в конкурентной борьбе

К менеджерам любого уровня предъявляются следующие требования:

1.  наличие общих знаний в области управления предприятием;

2.  владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке и перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

3.  принятие обоснованных и компетентных решений на основе анализа ситуации;

4.  наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках;

5.  умение анализировать деятельность и действия фирм конкурентов;

6.  умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса и меры государственного регулирования экономики в своей стране.

Важнейшими требованиями к менеджеру любого уровня, является умение управлять людьми, относятся:

1.  знание в совершенстве своих прямых подчинённых их способностей и возможностей выполнять конкретную работу;

2.  знание правовых условий, связывающих предприятие и работника. Защита интересов тех и других на справедливой основе;

3.  увольнение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.