Менеджмент как форма управления фирмой

 

Менеджмент как процесс управления

По видам управления менеджмент подразделяется на три стадии:

стратегическое управление,

оперативное управление

контроль

·  стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).

·  оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:

- организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;

- выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.

·  контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.

Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы − управление:

·  стратегией (стратегический менеджмент);

·  маркетингом (маркетинговый менеджмент);

·  финансами (финансовый менеджмент);

·  персоналом (кадровый менеджмент);

·  исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).

Менеджмент предполагает выполнение следующих управленческих функций:

·  планирование;

·  организация;

·  координация;

·  мотивация;

·  принятие решений;

·  руководство;

·  учет и анализ;

·  контроль;

·  регулирование и др.

Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.

Прибыльность свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции и услуг или их оптимальному сочетанию.

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.

Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим, в задачи менеджмента входит:

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков;

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Современные парадигмы менеджмента

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине прошлого века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.

Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70−80-е годы. В таблице приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма), и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
1. Предприятие − это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 1. Предприятие − это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана
4. Главный источник прибавочной стоимости − производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости − люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства

Принципы управления (90-е годы XX в.)

·  Лояльность к работающим

·  Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента

·  Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали

·  Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих

·  Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах

·  Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

·  Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой

·  Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы

·  Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.

·  Этика бизнеса

·  Честность и доверие к людям

·  Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

·  Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть

·  Качество личной работы и ее постоянное совершенствование