Маркетинговые стратегии ювелирного предприятия

Разработка программы деятельности ювелирного предприятия является первым этапом стратегического планирования.

Задача руководства ювелирного предприятия – создать хозяйственный механизм, обеспечивающий наиболее быструю адаптацию фирмы к изменяющимся внешним условиям. Это позволяет уменьшить неопределенность и риск хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Разработка и реализация стратегии – важнейшая функция руководителей ювелирного предприятия. Стратегия формулирует основные цели предприятия и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллектива ювелирного предприятия.

Смысл стратегического планирования:

1.  создание условий для сдерживания стремления руководителей к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей;

2.  ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, нежели на реагирование на уже происходящие условия;

3.  создание условий руководству фирмы для установления обоснованных приоритетов распределения всегда ограниченных ресурсов с целью их осилизации для достижения поставленных конкретных целей.

При формулировании целей фирмы рекомендуется использовать как количественные показатели, например: доли рынков фирмы по регионам, изделиям и сегментам; объемы продаж ювелирных изделий в натуральном и денежном выражении; размер прибыли предприятия; производственные издержки по изготовлению изделий и их реализации и другие, так и количественные показатели, характеризующие освоение новых рынков: разработку и сбыт новой продукции; обеспечение занятости в регионах, где фирма ведет торговлю и др.

Чем четче ювелирное предприятие выдвигает свои цели в рамках количества, места и времени проведения маркетинга, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.

В качестве примера рассмотрим ювелирную фирму, изготавливающую эксклюзивные изделия с драгоценными камнями коммерческого качества.

Схема стратегического планирования этой фирмы может иметь следующую структуру

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обеспечение максимальной удовлетворенности потребностей населения в оригинальных изделиях с умеренной ценой.

ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1 Изготовление необходимого населению количества оригинальных изделий.

2. Исследования по созданию новых особо модных ювелирных изделий.

3. Увеличение роста прибыли для закупки более высококачественных вставок для выхода на внешний рынок.

СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Увеличение доли существующего внутреннего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования продаж. Освоение новых каналов сбыта.

2. Выход на внешние рынки. Повышение конкурентоспособности изделий. Выбор новых рынков и каналов сбыта. Разработка эффективной рекламы.

3. Снижение издержек путем уменьшения накладных расходов фирмы. Сокращение административных расходов.

4. Снижение расходов уменьшения расходов на сырье, материалы и другие ресурсы.

5. Разработка нового поколения ювелирных изделий. Установление более высоких цен. Разработка комплекса маркетинга на новые изделия.

Достижение этой общей цели связано с достижением более конкретных целей по изготовлению доступных для населения России по цене оригинальных качественных ювелирных изделий.

Цели определяют возможные направления увеличения прибыли ювелирного предприятия, рост сбыта, снижение издержек и повышение продажной цены, связанной с разработкой новой, более качественной продукции.

Для достижения поставленных общих целей сформулированы пять возможных стратегий. Для каждой из принятых стратегий рекомендуется разработать планы конкретных мероприятий.

В настоящее время для стратегического планирования ювелирного предприятия может быть предложена следующая схема:

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ, ЕЕ ЦЕЛИ

1.  Выжить в условиях экономического спада и как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления предприятиям к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям.

2.  Максимально сохранить коллектив специалистов и руководящих работников на предприятии.

3.  Обеспечить стабильное финансовое и материальное положение предприятия в отрасли и на ее целевых рынках.

СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

1.  Максимально участвовать в отраслевых программах развития ювелирного производства.

2.  Вести постоянный поиск российских заказчиков на изделия, которые могут быть произведены фирмой.

3.  Проанализировать спрос, определить перечень и организовать выпуск новых изделий.

4.  Организовать эффективную рекламу изделий.

5.  Вести постоянный поиск зарубежных заказчиков.

6.  Проводить активную коммерческую деятельность (сдача в аренду помещений, кредитование, сбыт изделий других фирм).

7.  Уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой изделиям.

Важное для ювелирного рынка имеет имидж фирмы, поэтому необходимо также сформулировать представление об имидже предприятия, ответив на следующие вопросы:

1.  Каким должен быть имидж фирмы?

2.  Как можно представить себе мнение покупателей ювелирных изделий о фирме в настоящий момент?

Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, при этом учитываются:

-  циклы деловой активности предприятия;

-  изменение конъюнктуры рынка;

-  наличие рабочей силы;

-  источники материальных и финансовых ресурсов;

-  взаимодействие с государственными организациями и другими предприятиями отрасли;

-  основные конкуренты предприятия.