Маркетинг образовательных услуг

1. Маркетинг образования. Особенности образовательной услуги

Система управления маркетингом образовательного учреждения может быть представлена совокупностью трех подсистем:

−     анализ рынка образовательных услуг;

−     разработка плана маркетинга образовательного учреждения;

−     реализация плана маркетинга образовательного учреждения.

Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности. Исходя из этого, предлагается определение образовательной услуги с позиций маркетинга, учитывающее эти три аспекта:

с позиции отдельной личности (гражданина) образовательная услуга - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;

с позиции предприятия образовательная услуга - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

с позиции государства образовательная услуга - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Услуги, в том числе и образовательные, обладают основными характеристиками, которые в значительной степени влияют на разработку маркетинговых программ: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность / несохраняемость и отсутствие владения.

Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются:

−     относительная длительность исполнения;

−     отсроченность выявления результативности оказания услуг;

−     сезонность или дискретная периодичность оказания услуг, особенно в сфере повышения квалификации;

−     зависимость услуг от места их оказания и места проживания обучающихся;

−     усиление потребности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности.