Маркетинг в сфере страховых услуг

Маркетинг предполагает ряд мероприятий, направленных на изучение рынка и воздействие на спрос, дабы увеличить уровень сбыта.

В качестве метода управления коммерческим родом деятельности в сфере предоставления страховых услуг и метода исследования страхового рынка маркетинг появился в начале ХХ века, то есть сравнительно недавно.

Под услугой страхования понимают товар, продаваемый страховщиком и содержащий обязательство компенсирования возможного вреда страхователю в случае возникновения ситуации по страхованию, а страхователь, в свою очередь, осуществляет за это выплаты конкретной суммы, охарактеризованной как взнос страхования, выраженный в размере тарифа по страхованию.

Как и использование рекламы, использование маркетинга в качестве методов исследования и воздействия на рынок страхования в основном характерно для условий рыночной экономики в целях получения оптимального уровня доходов.
На сегодняшний момент наиболее распространены два вида интерпретации маркетинга в страховании. В первом случае маркетинг выступает в роли функции сбыта, во втором - в роли управленческой функции, подразумевая ценообразование, планирование, реализацию рекламы, аквизицию и т.д.

Исследование и оценка деятельности СК в рамках экономики рыночного типа свидетельствует о том, что значительная часть ряда маркетинговых направления и функций является общей для деятельности различных страховых организаций. Сюда входят: ориентация СК(страховой компании) на рыночную конъюнктуру, максимальная степень адаптированности разрабатываемого комплекса правил и условий страхового обеспечения к обособленным вида страховых услуг, а так же потенциальным интересам в этой области, представленным в виде космического, уфологического, экологического, инфляционного и других.

Таким образом, процесс маркетинга можно свести к двум функциям, подразумевающим формирование спроса на услуги в сфере страхования и осуществление удовлетворения интересов страхования.

В рамках экономической теории понятие формирования спроса понимается как целенаправленное осознанное осуществление воздействия на потенциальную клиентуру в целях увеличения спроса. В данных целях СК используют целенаправленную рекламу, метод дифференциации тарифов на предоставление услуг страхования, организуют выставки, всевозможные презентации, осуществляя предложение своих услуг в комплексе различных форм технического, совместного торгового, юридического обслуживания.

Характеристика стратегии и тактики маркетинга предполагает осуществление завладением рынком страхования, реализацию стабильного контроля формирования спроса в целях возможности перестройки стратегических программ и тактики борьбы с конкурентами.
Реализация удовлетворения интересов страхования осуществляется посредством высокого культурного уровня страхового обслуживания, тщательной организации деятельности СК, постоянного поддержания статуса и имиджа СК.

Культура в области страхового обеспечения в момент обслуживания начинает проявляться с момента встречи и начала беседы сотрудника СК с потенциальным потребителем, в процессе заключения и оформления договора о купле-продаже полиса страхования.

Основным принципом преобладающей части СК выступает отношение к посетителю как к потенциальному клиенту.

Тем не менее, нельзя забывать и о том, что высокий уровень обслуживания, бесспорно требует соответствующих немалых расходов.

В случае снижения спроса на услуги страхования, маркетинговая служба занимается выявлением причин и принятием соответствующих мер на их устранение. К подобным мерам относят совершенствование имиджа СК, осуществление пересмотра размера тарифов, улучшение качества сервиса и др.

Одним из главных принципов деятельности маркетинговой службы является реализация купли-продажи полисов страхования и содействующий этому промоушн, маркетингу необходимо быть в курсе следующего перечня знаний о:

- точного перечня потребностей потенциального потребителя;
- конкретной ситуации, сложившейся в раках рынка услуг страхования;
- регионального социально- экономического положения и его тенденций.

Таким образом, оценивая сложившуюся на рынке услуг ситуацию, маркетингом должно учитываться количество региональных действующих страховых организаций, характеристика предлагаемой ими сферы услуг, преобладаемая социальная категория и ее благосостояние.

При оценивании потенциального поля страхования, предполагающего оптимальное количество объектов, например, автотранспорта, дач и т.п., способного быть охвачено системой страхования, маркетинговая служба должна установить социо-демографические, экономические и психологические региональные особенности. Кроме того, в область выяснения попадает уточнение семейного дохода, количества детей, детей школьного возраста, численности ожидаемых бракосочетаний и т. д. В силу этого, маркетинг подразумевает собой осуществление учета сложившегося уровня спроса на услуги страхования, и его формирование обособленных отраслях страхования, таких, как имущественное, личное, автогражданское и т.д.

Одной из составных частей маркетинговой деятельности является проведение социо-демографических и социальных опросов, которое может осуществляться в сплошном, выборочном порядке, посредством анкетирования или устного опроса.

Система маркетинговой организации представляет сбой структурное управление деятельностью маркетинга с установлением подчиненности и ответственности за осуществление того или иного рода мероприятий.

Маркетинговая структура подразумевает под собой определенную совокупность его компонентов для достижения поставленной цели. Система маркетинговой организации может основываться на видах страхования, комплексах услуг данной сферы, рыночной сегментации и т.д.

На сегодняшний момент в большинстве развивающихся государств создаются маркетинговые системы, предполагающие собою наличие информации на основе техники вычислительного типа и автоматизированных мест деятельности в сочетании с применением всевозможных жкономико-статистических и экономико-математических методов.

Основываясь на обработанной информации создается научно обоснованный концепт учета и анализа потребительских требований, в соответствии с чем создается система сбыта.

Применимо к практике менеджмент СК опирается на ряд следующих основных принципов:

- детального изучения рыночной конъюнктуры;

- выделения рыночных секторов, посредством классифицирования;

- четкой реакции на запросы клиентов;

- адаптирования новых услуг в страховании к требованиям туристического бизнеса.

Исходя из исследований ряда ведущих экономистов в сфере предоставления страховых услуг, определяется традиционный тип разделения СК на отделы, функциональные управления ит. д. не всегда соответствует роду требований, предъявленных к СК современными методами управления. Исходя из этого предложено производить модификации служб СК посредством системы «оперативной цели», характеризующийся своей направленностью на продажу полисов страхования с преобладанием центра координирования в руках маркетинговой службы. При этом, среди основных функций маркетинга должны выделяться:

изучение рынка услуг страхования;

осуществление рекламы в сфере страхования;

реализация организационно-массовых работ по аквизиции полисов страхования.

Таким образом, маркетинговая служба должна обеспечивать проведение сбора, обработки, анализа информации о положении страхового рынка, состоянии спроса на его услуги, регулирование соотношения спроса и предложения посредством прогнозирования рыночной конъюнктуры на страховое обслуживание, анализ потенциала СК и т.д.
Наиболее ответственным и значимым направлением в маркетинге является определение рынка страхования, осуществляемое за счет анализа спроса и мотивации в страховании.

Среди направлений сферы маркетинга в страховании наиболее важным выступает определение ринка услуг в страхобеспечении, анализ и изучение которого следует начинать с определения мест спроса на услуги страхования, мотивации интересов в страховом обеспечении, уровня удовлетворенности данного спроса со стороны конкурирующих компаний. Определение вероятного спроса на услуги рынка страхования следует начинать с анализа местного рынка услуг, далее на региональном, областном, государственном и ближнезарубежном уровне, после чего следует анализировать ситуацию тенденции рынка страховых услуг мирового масштаба.

В основу деятельности маркетинговой службы входит так же прогнозирование рыночной конъюнктуры и анализ потенциала конкурентов. Рыночная конъюнктура подразумевает под собой ряд взаимосвязанных условий и факторов, способствующих выявлению состояния рынка страховых услуг на данный момент. В целях изучения потенциала конкурентов на каждую, расцениваемую в качестве конкурентоспособной компанию посредством системы оперативной цели заводится определенное досье, осуществляется сбор сведений официальной статистики. На основании имеющихся сведений эксперты делают прогнозы в отношении поведения конкурентоспособных компаний на рынке услуг страхования, выявляют степень освоения рынка в видах страховых услуг.

Основываясь на полученных при аналитико-прогностической деятельности данных, производится выработка стратегических действий, направленных на завоевание рынка страхования, предполагающего, в свою очередь, установление стратегии на данный отрезок времени, выбор наиболее успешных видов страховых услуг, и каналов их оказания, инструментов конкуренции и т.д.