Культура маркетинговой деятельности

Культура маркетинга — многогранное понятие. Она включает:

1 уровень культуры маркетологов и реализацию его в процессе решения проблем и другой маркетинговой деятельности;

2  культуру организации, технологии и техники маркетинга; культуру условий труда;

3 высокий уровень технических средств и их эргономических параметров; дизайн; культуру информационных систем;

4 эстетику и искусство взаимоотношений в системе потребитель — производитель.

Профессиональный уровень маркетологов определяется уровнем их образования, умения и навыков, экономической и организационной культурой.

Под экономической культурой понимают культуру методов, способов, форм использования интеллекта, умений и навыков, экономически осмысленные действия, нравственно-экономический подход к решению проблем. Она включает также результаты деятельности людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Организационная культура кадров маркетинга и предпринимателей подразумевает знание маркетинга и его составляющих, соблюдение организационного единства маркетинговой деятельности, использование новых форм коммерции, рекламы, сервиса, конкурентной борьбы, умение действовать в зависимости от ситуации, создавать новые сегменты и ниши на рынке, владеть оргинструментами и оргприемами, коммуникациями.

Нравственная культура — это единство сознания, убеждений человека, его образования, культурного развития, поступков и поведения. Она выражается в культуре человеческих отношений, основой которых являются идеология и мораль.

Особое внимание следует уделять формированию экологической культуры руководителя, специалиста, фермера, арендатора, кооператора и членов их коллективов. Она заключается в чувствительной к экологическим изменениям системе управления; использовании эффективных экономических, маркетинговых и коммерческих механизмов; проведении природоохранных мероприятий; сохранении природной среды; применении экологощадящих технологий; производстве биологически чистой продукции и т. д.

Экологическая культура, реализованная в конкретной практике, может обеспечить высокий уровень бизнеса. Так, фермеры, производящие биологически чистую продукцию, выходят с ней на аукционы, биржи, международный рынок, заключают выгодные контракты с производителями детского, диетического и лечебного питания, в результате чего получают высокий доход.

Для руководителей формирований малого и крупного бизнеса особенно важна правовая культура. Они должны знать законы государства, основы юриспруденции, административного, трудового, земельного законодательств. Маркетинговые, предпринимательские, коммерческие решения должны строиться в соответствии с законодательством.

Психологическая культура руководителей служб маркетинга проявляется в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе, позволяющего реализоваться каждому члену, в психологической устойчивости, умении владеть собой, понимании психологии рыночных отношений, конкуренции, спроса потребителей.

Физическая культура (зарядка, спорт, туризм и т. д.) способствует укреплению здоровья, обретению энергии, бодрости, психологической устойчивости, а это необходимо для продуктивной деятельности.

К культуре маркетинга относится и культура маркетинговых процессов. Она включает функциональное разделение и регламентацию труда работников, применение научной технологии или алгоритмов маркетинга и решения проблем, рациональную организацию труда, культуру принятия и реализации решений, научно обоснованное и культурное проведение маркетинговых процедур и т. д.

Эстетизация производства и маркетинга включает в себя оформление интерьера рабочих помещений, создание ансамблей производственных объектов, обеспечение работников удобной, элегантной современной одеждой.

Культура условий труда обеспечивается также реализацией требований дизайна, то есть проектированием и созданием производственной среды с учетом эстетических и функциональных качеств различных ее предметов. Особенно важно использовать принципы дизайна на животноводческих и птицеводческих фермах, комплексах. Важно научно организовать и спланировать рабочие места, их оснастку техническими и другими средствами. При этом необходимо направлять усилия на облегчение труда, повышение его привлекательности, соблюдение требований эргономики, то есть создание орудий, предметов и условий труда с учетом физиологических и психологических особенностей человека.

Основой выработки маркетинговых решений, а следовательно, и процесса маркетинга является информация. Носителями информации в большинстве случаев выступают документы, поэтому культура работы с ними способствует эффективной маркетинговой деятельности. Культура документационного оборота заключается в научно обоснованном определении рационального числа документов, которые должны поступать руководителям и специалистам системы маркетинга.

Культура маркетинга оказывает большое влияние на производительность труда работников сферы производства и маркетинга. В комплексе с другими факторами она влияет на эффективность решения проблем.

Этика маркетинговой деятельности

Профессиональная этика — это совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана прививать моральные принципы и правила, воспитывать человека.

Руководителям и специалистам надо осознавать, что их этический кодекс — эталон для подчиненных, которые им подражают, поэтому в нравственном отношении они должны стремиться быть выше своих подчиненных и особенно требовательно относиться к себе.

В практической деятельности профессиональная этика реализуется с помощью форм, методов, приемов, правил, установленных процедур. Все эти факторы, а также психологическое и эстетическое обеспечение профессиональной этики образуют деловой этикет.

Деловой этикет — это формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Служебная этика — это содержание взаимоотношений, а деловой этикет — внешняя форма их реализации. В первом случае главенствует нравственная сторона деятельности, во втором — эстетическая.

Сущность служебной этики и делового этикета выражается в формах и содержании этико-психологических взаимоотношений в трудовом коллективе.

Этические принципы, нормы, правила маркетинговой деятельности, взаимоотношения в коллективе и с потребителями составляют этический кодекс маркетолога.

1. Гуманность целей маркетинговой деятельности: способствовать удовлетворению потребностей покупателей; иметь хороший бизнес; реализовывать свой интеллектуальный, профессиональный и нравственный потенциал, получать удовлетворение от сопричастности судьбам потребителей и членов коллектива.

2. Потребитель — «король», а предприниматели, маркетологи, бизнесмены, менеджеры, дилеры — «слуги», которые должны выполнять все желания потребителя, удовлетворять его запросы и даже капризы.

3. Постоянная борьба за доверие к себе, делу, товару, услугам.

4. Честность и порядочность в ведении дел. Маркетолог должен быть гарантом надежности в работе с покупателями.

5. Разумный риск. Нет нерискованных решений, но риск должен быть научно, экономически и нравственно обоснован.

6. Инновации во всем и каждый день. Их надо вводить на основе знаний, интеллекта и научной интуиции.

7. Высокая квалификация. Маркетинг — в определенной степени игра, а маркетолог — игрок, но в этой игре выигрывают высококвалифицированные, умные игроки, а не просто азартные.

8. Благотворительность. Она обогащает не только тех, для кого предназначена, но и тех, кто ее проявляет.

9. Равноценность слова, обещания, контракта, договора. Русские купцы при сделке просто «ударяли по рукам». На Руси издавна говорили: «Договор дороже денег».

10. Эстетизация маркетинговой деятельности. Улучшение условий труда, работы с клиентами, качества оформления сделок, внешнего вида маркетолога.

11. Способность привлекать к себе, товару, делу внимание и интерес потребителей. Искренняя забота о потребителе, проявление интереса к его нуждам и запросам, вежливость, приветливость, доброжелательность, что выражается в одежде, позе, выражении лица. Товар должен полностью отвечать ГОСТам, иметь хорошую упаковку. При продаже сервис должен быть на высоком уровне.

12. Умение улыбаться. Сопровождайте маркетинговые решения, действия улыбкой и юмором.

13. Умение вести беседу. Маркетолог должен обладать культурной речью — грамотной, содержательной, выразительной, точной, понятной, убедительной и эмоциональной. Нужно уметь и слушать, молчание стимулирует говорящего к откровенности, помогает решить сложные проблемы.

14. Умение владеть собой.

15. Ответственность за честь марки, имидж товара, судьбу членов коллектива и перед потребителями.

Видео: Современный маркетинг