Анализ факторов конкурентоспособности отраслей, регионов и стран

Конкурентоспособность отрасли российской экономики рекомендуется определять по лучшим товарам отрасли, составляющим не менее 70 % отраслевого объема продаж. Поэтому по отрасли необходимо вести мониторинг нормативов конкурентоспособности по этим 70 % товаров и выполнения отраслевых программ повышения конкурентоспособности товаров и организаций данной отрасли. Размер рынка исчисляется в региональном, национальном и глобальном масштабах.

Для определения размера отраслевого рынка, количества участников, входящих в отрасль, политики их поведения на рынке, тенденций развития параметров рынка и решения других вопросов рекомендуется проводить анализ отрасли по следующим направлениям:

1)  общий анализ объема рынка, количества продавцов, номенклатуры и ассортимента товаров, их качества и цены, каналов распределения, высоты входящих барьеров, экономико-правовой ситуации на рынке, уровня дифференциации товаров, нормы рентабельности и др.;

2)  анализ главных конкурентов (доля рынка, занятая ими, динамичность их параметров и др.);

3)  анализ главных потребителей;

4)  анализ главных поставщиков;

5)  анализ отраслей, выпускающих заменители товаров;

6)  анализ силы конкуренции на рынках поставщиков, продавцов, потребителей;

7)  анализ главных видов стратегий, применяемых конкурентами;

8)  анализ тенденций изменения параметров рынка;

9)  анализ методов и инструментов государственного регулирования рыночных отношений в отрасли;

10) анализ инновационной активности в отрасли, конкуренции в среде инновационных продуктов, барьеров на рынке новшеств и т. д.

Помимо показателя конкурентоспособности отрасли, определяемого в соответствии с рекомендациями раздела 8.3, на основе результатов анализа отрасли должны нормироваться следующие показатели:

а)  экспорт и его динамика, тенденции;

б)  импорт и его динамика, тенденции;

в)  темпы роста объема производства;

г)  тенденции изменения внутреннего потребления собственных ресурсов (газ, нефть, электроэнергия, древесина, металл, продукты химической промышленности, цемент, стекло и др.);

д)  уровень конкурентоспособности отрасли и его динамика;

е)  наукоемкость производства;

ж) удельный вес инновационных предприятий;

з)  средний возраст технологического оборудования;

и) уровень образования работников отрасли, их возрастная структура;

к) удельный вес работников, имеющих ученую степень, и др.

Представляют практический интерес результаты исследований по конкурентоспособности отраслей многих стран мира, выполненных под руководством М. Портера1. Так, в США ведущими отраслями являются:

♦ информационные технологии;

♦ производство компьютеров и программное обеспечение;

♦ электронная связь, интернет;

♦ аэрокосмические разработки;

♦ биотехнологии;

♦ технологии по охране окружающей среды;

♦ медицинская промышленность;

♦ реклама;

♦ сельскохозяйственные химикаты;

♦ промышленные холодильники и кондиционеры;

♦ строительная техника;

♦ моющие средства;

♦ кинофильмы и др.

Примечание: первые 6 отраслей взяты из разных источников.

Конкурентоспособным в Японии является производство:

♦ кондиционеров;

♦ аудио- и видеоаппаратуры;

♦ автомобилей;

♦ нетканых синтетических материалов;

♦ музыкальных инструментов;

♦ часов;

♦ швейных машинок;

♦ оптических приборов;

♦ промышленных роботов;

♦ судов;

♦ полупроводниковых приборов и др.

В России ключевыми направлениями развития отраслей являются:

информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

биотехнологии, нанотехнологии;

космические технологии;

перспективные вооружения;

военная и специальная техника;

топливо и энергетика;

транспорт;

экология.

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности является активизация инновационной деятельности в стране. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации в 2001 г. выполнило анализ этой проблемы и разработало меры по ее решению. Ниже приводятся основные положения и выводы из записки министерства «О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта продукции».

Информационные системы бизнес планирования
Классификация маркетинговых услуг
Информационные системы
Исследование среды маркетинга туристского предприятия
Пробный маркетинг
Исследования и выбор зарубежного рынка
Классификация спроса
Исследование конкурентов в международном маркетинге
Классификация интегрированных систем на российском рынке
Классификация информационных систем управления предприятием
Коммуникации на месте продаж
Количественные методы сбора данных
Комплекс 4Р
Классификация товаров