Концепция современного рынка public relations

Связи с общественностьюпиар  — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов. Работа с общественностью (PR – Public Relations) должна привлечь интерес к фирме и ее товарам на возможно более длительный срок.

1. Корпоративные мероприятия. Цель – максимальное освещение деятельности фирмы в средствах массовой информации.

2. Общественные мероприятия. Освещение участия фирмы в осуществлении проектов и программ, направленных на благо общества. Спонсорство.

3. Специальные мероприятия. Это, как правило, развлекательные компании, повышающие авторитет фирмы: спортивные и культурно-массовые мероприятия, аттракционы и т.д.

Желательно, чтобы данные мероприятия проводились на постоянной основе, периодически, а не были бы разовыми. При этом фирме следует решить вопрос: «Быть ли спонсором мероприятия или принять непосредственное участия в нем?»

Роль и место Public Relations в концепции маркетинга

Public Relations – это система связи с общественностью, предполагающая постоянную деятельность по развитию взаимосвязей между фирмой и общественностью.

Public Relations – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Public Relations определяется как искусство и наука анализа тенденций, предсказание их последствий, выдача рекомендаций руководству организаций и осуществление программы действий в интересах организации и общественности.Public Relations считается самостоятельной функцией менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и общественностью. Вместе с тем Public Relations тесно связана с маркетингом, являясь пятым «P» в маркетинговом комплексе (цена, продвижение, место, продукт). Однако Public Relations отличается от традиционного продвижения тем, что ориентирован на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе. Считается, что Public Relations одновременно является одним из средств рекламы, представляющим широкой общественности предприятие, занимающееся определенной деятельностью. Главной задачей Public Relations является создание и сохранение имиджа фирмы. Позитивный имидж фирмы повышает конкурентоспособность фирмы на рынке, привлекает потребителей и партнеров, увеличивает объем деятельности, а следовательно, доходы предприятия. PublicRelations синтезирует усилия различных специалистов, психологов, социологов, экономистов, журналистов и т.д.

Специалисты в области Public Relations должны обладать следующим качествами:

1) фото- и киногеничность;

2) компетентность в области деятельности фирмы;

3) знание в области психологии делового общения;

4) основные приемы риторики;

5) знания в области публицистики;

6) коммуникативность и эрудиция;

7) знание иностранных языков.

Служба по Public Relations должна постоянно отслеживать публикации и прочие сообщения о деятельности конкурентов и отрасли в целом, при необходимости выступать с разъяснениями, комментариями, опровержениями.

В небольших по численности фирмах функции по связи с общественностью выполняет директор или его заместитель (помощник). В более крупных компаниях работу по PublicRelations выполняет начальник отдела маркетинга или менеджер по маркетингу. В еще более крупных фирмах вводится пост специалиста по Public Relations в структуре отдела маркетинга. В наиболее крупных компаниях создается специальное подразделение по PublicRelations, в состав которого входят от трех до восьми человек: социологи, политологи, маркетологи, журналисты.

Генеральной целью Public Relations является создание успеха фирмы в обществе. Отсюда вытекают следующие конкретные цели:

1) позиционирование объекта Public Relations, т.е. создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы, преодоление барьера недоверия фирме;

2) возвышение над конкурентами;

3) контрреклама – восстановление сниженного по различным причинам имиджа, опровержение недобросовестной информации о фирме;

4) изучение влияния внешней среды на деятельность фирмы, в том числе мониторинг изменений государственной политики, международного положения, общественного мнения, настроя общественности;

5) формирование круга друзей и доброжелателей фирмы среди авторитетных, известных и влиятельных бизнесменов, политиков, деятелей науки и культуры.

Деятельность в области Public Relations включает в себя следующий комплекс функций:

1) аналитико-прогностическая функция, направлена на выработку информационной политики, стратегии и тактики, включает изучение партнеров, анализ конкретных ситуаций, оценку общественного мнения, подготовку данных, необходимых для принятия решений;

2) организационно-технологическая функция, включает меры и действия по организации и проведению Public Relations-компаний, деловых встреч, конференций, презентаций;

3) информационно-коммуникативная функция, предполагает подготовку и распределение информации при проведении разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы;

4) консультативно-методическая функция, предполагает консультации по организации и развитию отношений с общественностью, разработку форм сотрудничества, различных программ и компаний Public Relations.

Результативность работы службы Public Relations оценивается по следующим показателям:

1) расширение круга деловых контактов с целевой собственной аудиторией;

2) развитие активных связей со средствами массовой информации, общественными и властными структурами;

3) нейтрализация с помощью контррекламы и мер Public Relations создавшегося негативного имиджа фирмы;

4) ликвидация с помощью Public Relations кризисных ситуаций.

Основными мероприятиями в области Public Relations являются следующие: презентации, конференции, круглые столы, дни открытых дверей, выставки, приемы.