Классификация теории мотивации

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Одним из первых, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию, Маслоу признавал, что потребности можно разделить на пять основных категорий.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения.

Мотивация на основании потребности в причастности. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Фредерик Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях, разделив их на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивирующими фак-ами».

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие фактор — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой.

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг, напротив, считает, что рабочий начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Основные концепции мотивации.

Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации.

Мотивационный процесс состоит из следующих этапов: определение потребностей (физиологических, психологических, социальных), поиск путей устранения потребностей, мотивирование, поведение, получение результата, сравнение с ожиданиями (полное удовлетворение потребностей, частичное, неудовлетворение).

Для того чтобы организовать мотивационный процесс применяется ряд теорий.

Первоначальные концепции мотивации:

- политика кнута и пряника;

- психология бессознательного (Получила огласку после опубликования работ

З. Фрейда и гласит, что люди поступают не всегда рационально. Развитие теории связано с Мэйо, его Хоторнским экспериментом и теорией человеческих отношений).

Современные теории:

-содержательные (основанные на определении внутренних потребностей);

- процессуальные (основанные на изучении поведения людей с учетом их восприятия и познания окружающей действительности).

Потребность – недостаток в чем-либо, требующий удовлетворения. Психологи выделяют два уровня потребностей: первичные (физиологические или врожденные) – потребности в пище, воде, сне; вторичные (социально-психологические или приобретенные) – успех, уважение. Между первичными и вторичными существуют промежуточные потребности, которые нельзя отнести ни к физиологическим, ни к социальным, а также сложно определить врожденные это потребности или приобретенные. Это низший уровень психологических потребностей – общение, ласка и прочие потребности, влияющие на психологическое здоровье человека.

Удовлетворение потребностей может быть осуществлено за счет достижения (как процесс) поставленной цели, после чего полученный результат сопоставляется с затраченными усилиями. И, если результат оказался удовлетворительным, то в последствие, в подобных ситуациях люди повторяют свое поведение. Эта особенность достижения потребностей носит названия "закона результата".

Т.о. содержательные теории пытаются классифицировать все потребности человека и определить для каждой из классификации методы вознаграждения.

Но сложность мотивации через потребности заключается в возникновении сложности с определением потребностей, так как этот процесс должен учитывать индивидуальность каждого работника, причем существует огромное количество человеческих потребностей, некоторые из которых могут переходить из одного класса в другой в зависимости от индивида. Т.о. возникает сложность мотивирования из-за усреднения вознаграждений.

Решить эти проблемы призваны процессуальные теории мотивации, которые не отвергают, а дополняют содержательные. Основными процессуальными теориями являются.

1. Теория ожидания, которая гласит, что побуждающим фактором является оценка человеком вероятности наступления какого-либо события, кроме этого сопоставляются затраты труда с результатами, результаты с вознаграждением, а вознаграждение оценивается в соответствии с удовлетворением (валентностью).

Т.о. мотивация = З-Р*З-В*Валентность

Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая в следствие получения определенного вознаграждения.

Вывод: требуется определить отношение работников к предполагаемому вознаграждению для того, чтобы его не занизить и в последствие не получить отрицательный эффект по закону результата.

2. Теория справедливости утверждает, что люди склонны сопоставлять полученное вознаграждение с затраченными усилиями и вознаграждениями других работников. Причем оценка справедливости носит абсолютный характер, т.е. при определении степени справедливости работник смотрит на объективные факторы (отработанное время, произведенная продукция, з/п) и отбрасывает субъективные (квалификацию, качество, выслугу лет).

Также характерно то, что для восстановления баланса работник будет меньше работать, в случае худшего положения, и не изменит производительность, в случае лучшего.

Вывод: пока работников не убедят в справедливости вознаграждения, они будут снижать производительность труда.

3. Портера-Лоулера представляет собой совокупность теории ожидания и справедливости, в соответствии с которой люди получают удовлетворение от результативного труда, что противоречит основным взглядам – удовлетворенность приводит к повышению производительности.

На результат, согласно этой теории, влияют затраченные усилия, способностей и особенностей работника, осознания им своей роли  и ожидаемым удовлетворением от полученного результата и вознаграждения.