Анализ причин снижения конкурентоспособности

Анализ причин снижения конкурентоспособности является способом определить качественные факторы (причины), снижающие конкурентоспособность, и проранжировать их по значимости (в рамках отраслей и подотраслей промышленности) наряду с анализом динамики количественных показателей и выявлением наиболее существенных и типичных для многих отраслей промышленности аспектов влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность. Анализ проводился по трем группам факторов (причин): высокая цена, низкое качество продукции и прочие причины. Обобщенные результаты экспертной оценки относительной значимости этих факторов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Причины снижения конкурентоспособности отраслей (экспертная оценка)

Отрасль Причины снижения конкурентоспособности
низкое качество продукции высокая цена прочие причины
Электроэнергетика

1

2

Нефтедобывающая

2

1

1

Нефтеперерабатывающая

1

1

2

Угольная

2

1

3

Черная металлургия

2

1

3

Цветная металлургия

1

2

3

Химическая и нефтехимическая

3

2

1

Машиностроение и металлообработка

2

1

3

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

2

1

3

Промышленность строительных материалов

2

1

3

Легкая промышленность

3

1

2

Пищевая промышленность

1

2

3

Медицинская промышленность

1

2

3

Анализ причин снижения конкурентоспособности отраслей позволяет сделать следующие выводы:

 ♦ среди групп факторов, снижающих конкурентоспособность, для всех рассматриваемых отраслей первое место занимает высокая цена продукции и второе место — ее низкое качество;

 ♦ среди факторов, определяющих высокую цену продукции, для всех отраслей, за исключением лесного комплекса, главными являются издержки производства (в лесном комплексе в качестве определяющего фактора указаны транспортные издержки);

 ♦ основные причины низкого качества продукции большинства отраслей располагаются в порядке убывания значимости в следующей последовательности: 1 — износ машин и оборудования, 2 — отсутствие прогрессивных технологий, 3 — низкое качество сырья, материалов и комплектующих, 4 — низкий уровень эргономических характеристик продукции, ее дизайна и упаковки, 5 — низкий уровень НИОКР;

 ♦ среди прочих причин наиболее значимыми признаны снижение покупательной способности и низкий уровень инвестиций в технологическое обновление.

Следовательно, доминирующим фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность отраслей промышленности, их устойчивость к изменению спроса внутреннего и внешнего рынка, являются высокие издержки производства и в первую очередь материальные затраты.

Сравнительный анализ ресурсосберегающих характеристик основного технологического оборудования отраслей реального сектора экономики и аналогичного передового зарубежного оборудования показал, что пока основные отечественные технологии незначительно уступают западным базовым аналогам. Например, энергоемкость эксплуатации единицы производительности практически равна для отечественных и зарубежных технологий в производстве черных металлов, добыче угля закрытым способом, в тяжелом и энергетическом машиностроении.

Общим технологическим недостатком производственно-технологической базы в реальном секторе остается высокая ресурсоемкость ее производственной инфрастуктуры, вспомогательных производств. Из-за этого на единицу готового изделия часто затрачивается топлива, энергии, воды в 2-3 раза больше по сравнению с соответствующими зарубежными аналогами. В машиностроении практически отсутствуют макротехнологии серийного производства высокотехнологичного продукта: если в США более 80 % высокотехнологичной продукции производится серийно, то в России лишь около 20 %.

Следует отметить, что широкое внедрение ресурсосберегающих технологий менее капиталоемко по сравнению с увеличением добычи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Последнее особенно важно в условиях, когда цена производства энергоресурсов близка к мировой, а продуктов их переработки — нередко и выше.

В инновационной сфере существует достаточное количество разработок, готовых к внедрению в производство и направленных на повышение конкурентоспособности производства через улучшение его ресурсосберегающих характеристик. Однако недоинвестирование технологий, особенно в отраслях, создающих технику, способствует технологической деградации производств. Применяемое оборудование должно обновляться в соответствии с циклами обновления, которые учитывают появление возможных инноваций. Например, сейчас для электродвигателей — это 15 лет, для электроаппаратуры — 8 лет, при этом сроки обновления продукции постоянно сокращаются.

В настоящий момент парк техники отраслей материального производства более чем на 80% укомплектован машинами и оборудованием отечественного производства. Его обновление преимущественно импортной техникой с финансовой точки зрения неосуществимо. Точечное обновление импортной техникой, связанное с зарубежными технологиями, малоэффективно ввиду трудности достижения в этом случае технологической однородности отечественного производства в целом.

Поэтому упор следует делать на обновление производственного аппарата на основе отечественных инновационных технологий, где участие зарубежной техники и технологии должно носить дополняющий характер и происходить в рамках обычного процесса межстрановой и межкорпорационной специализации.

Таким образом, ресурсосбережение, обеспечиваемое за счет внедрения прогрессивных технологий и повышения качества продукции, выпускаемой на базе, может рассматриваться как важнейшее экономическое проявление влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность промышленного производства, и соответственно ресурсосберегающая эффективность нововведений должна в настоящее время стать главным критерием выбора приоритетов в инновационной сфере.

Анализ состояния отраслей промышленности в сопоставлении с процессами и тенденциями их развития, характером инновационной деятельности позволяет выявить специфические особенности каждой из отраслей с точки зрения конкурентоспособности и основные проблемы ее повышения (достижения), решаемые за счет инновационного фактора, а также определить основные приоритеты инновационного развития отраслей.

Государственные органы регулирования
Группы потребителей образовательных услуг
Стратегии маркетинга территорий
Командная и административная система в маркетинге
Виды маркетингового контроля
Две точки зрения на маркетинг
Демографическая среда на рынке образовательных услуг
Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность
Договорные отношения между субъектами туристического рынка
Жизненный цикл товаров, туристического продукта, услуг
Задачи маркетинга территорий

Видео: Реклама. Реклама Microsoft